Венецианские гондолы — символ города

venetsianskie-gondoly.pngВенеция – единственный в мире город, где нет ни метро, ни троллейбусов, ни автобусов, ни такси. В этом городе передвигаются на речных трамвайчиках и моторных лодках. Но помимо этих средств передвижения существует и еще одно – венецианская гондола, которая является экзотикой для туристов и символом Венеции.

Произносим правильно

По своей сути гондола – это лодка cymbula. В античные времена Венецианцы произносили букву y также как и букву u, да еще и букву c заменили на букву g. Что получилось? Правильно – gundula. Со временем стали произносить gondola. Хотя есть и другие мнения по поводу происхождения этого слова. Например, глагол dondolare переводится на русский язык как качать и тоже могло трансформироваться в слово gondola. Как бы ни возникло это слово Венецианцы произносят его с ударением на первый слог. Российские поэты, воспевая гондолу, часто рифмовали ее со словом баркарола (песни гондольеров) и ударение ставили на второй слог. Поэтому нормой русского языка считается гондола с ударением на втором слоге.

Немного истории

Посмотрите на картину Джентили Беллини «Чудо падения креста на канале Святого Лоренцо», написанную около 1500 года. На ней гондолы выглядят совсем иначе чем сейчас. Они явно короче и шире. Гондольер стоит на низкой и плоской кормовой палубе, у которой короткий вздернутый вверх нос. Аналогичные гондолы мы видим и в работах других венецианских мастеров XV-XVIвеков.

dzhentili-bellini-chudo-padeniya-kresta-na-kanale-svyatogo-lorentso.png

В XVII веке началась модернизация лодки. Она стала длиннее. Корма стала наклонной, она как бы взмыла над поверхностью воды. А чтобы гондольер мог легко держать равновесие, на корме разместили специальную опорную платформу.

Позднее носы гондолы еще выше подняли над водой. Корпус стал более тонким. Так лодка стала более маневренной. До XX века гондолы имели съемную крышу, которая защищала в непогоду.

elegant-couples-in-a-gondolat.png

Цвет гондолы традиционно черный. Правда, когда-то венецианская знать раскрашивала их в разные цвета с безграничной фантазией, но с 18 века городские власти определили строгие рамки: гондола может быть только черной и определенного размера –11 метров в длину, и 1,4 метра в ширину.

В большинстве своем гондолы были покрыты деревянной резьбой.

gondola-nosovaya-chast.png

На носу у гондолы обязательно было украшение, ферро, похожее на алебарду.

gondoly.png

Цель этого украшения чисто практическая. Гондольер с помощью ферро может определить, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостом, так как верхняя точка ферро, является и верхней точки всей гондолы.

Современная гондола

Сейчас во внешнем виде гондолы мало, что изменилось. Они все также имеют изогнутую форму, длина их достигает 11 метров. Одна сторона гондолы шире другой на 24 см. Ассиметричная форма позволяет сбалансировать вес гондольера.

stroenie-gondoly-.png

Корма и нос гондолы приподняты над водой. На носу все также украшение, оно напоминает гриф скрипки. По борту и корме позолоченная резьба.

gondola-sidenie-dlya-passazhira.png

Изящная гондола обычно быстро скользит по воде, послушно и ловко лавирую между другими гондолами.

gondola.png

У каждой гондолы свое уникальное имя. Большинству из них местные жители дают женские имена: Лучия, Лаура, Джульетта.

Сейчас замечательных гондол не много, около 400 (для сравнения в XVIII веке было 10 тысяч). Их неумолимо вытесняют дешевые пластмассовые моторки и мотоскафии – катера с каютами. Чаще всего гондолы используются как развлечение для туристов.

Гондольеры

Гондольеры – еще один символ Венеции. Грести на гондоле – хитрая наука, этому надо долго и упорно учиться. Гребец с одним веслом в руках стоит на корме, и гребет не сгибаясь, падая всем телом на единственное весло.

gondoler.png

Профессия гондольера передается по наследству. Но если у вас нет отца гондольера, то необходимо окончить специальную школу, в которой кроме практических занятий изучается иностранный язык, история Венеции. После сдачи сложного экзамена необходимо пройти стажировку у опытного гондольера. Она длится от полугода до года. И снова экзамен. Пять гондольеров будут оценивать практические навыки испытуемого. Ведь от них зависит жизни и безопасность тех, кто окажется в его гондоле. Только после этого можно получить лицензию на право самостоятельного управления гондолой.

Гребля, стоя по-венециански, это традиция, которая передается из поколения в поколение. И она используется не только при управлении гондолой, но и всеми другими типичными венецианскими лодками. Объясняется это низким уровнем воды в венецианской лагуне. Дно лагуны песчаное, непостоянное и опасное для любой лодки. Отсюда возникла необходимость управлять гондолой (или любой другой лодкой) стоя лицом к ее носу, чтобы вовремя заметить опасность, таящуюся на дне венецианской лагуны.

Традиции венецианской гребли передаются всем желающим в гребных школах Венеции. Уроки гребли по-венециански популярны не только среди местного населения, но и среди туристов. Это отличный способ активно провести время.

Баркарола

Баркарола – это лирическая баллада, народная песня венецианских гондольеров, песня на воде. Это отдельный музыкальный жанр, расцвет которого был в эпоху романтизма.

Народная баркарола имеет размер 6/8. Она медленная, романтичная, напоминает покачивание лодки на веслах. Считается, что гондольеры слышали обрывки оперных арий, проплывая на лодках мимо городских театров и что-то подобное пытались повторить.

В тоже время сама баркарола источник вдохновения. В 1710 году Кампра написал оперу «Венецианский праздник». В 1846 году польский композитор Фредерик Шопен написал фортепьянное произведение «Баркарола фа-диез мажор».

В 1884 году Ян Галл написал оперу «Баркарола». У русского композитора Петра Ильича Чайковского есть произведение «Июнь – Баркарола» из цикла «Времена года».

А самая известная баркарола написана Жаком Оффенбахом в опере «Сказки Гофмана».

Мастерские по изготовлению гондол

Управление судном требует большого искусства, но еще сложнее построить гондолу. Это под силу только искуснейшим мастерам. Гондола состоит из 280 деталей, изготовленных из 8 пород древесины (вишня, вяз, дуб, ель, кизил, красное дерево, липа, лиственница, орех). На изготовление одной гондолы уходит около года работы. Стоимость одной гондолы 30-40 тысяч евро.

proizvodstvo-gondol.png

В настоящий момент количество мастерских, изготавливающих гондолы, сократилось до 5. Одна из самых известных – Сан-Тровазо.  Хотите увидеть, как изготавливают гондолы? Вам с удовольствием все расскажут и покажут.

verf-san-trovazo.png

Есть в Венеции и мастерские по изготовлению движущихся частей гребных лодок, а именно весел и уключин. Весло представляет собой длинную палку, закругленную с одной стороны и плоское расширение с другой. Это основная часть весла, к которой крепятся две небольшие боковые вставки – ножи – разной длины.

Каждое весло изготавливается для конкретной лодки и гребца, поэтому отличается своими характеристиками и размерами. Посещение мастерской доступно для туристов и очень познавательно.

Стоимость

Хотите получить незабываемые впечатления? Индивидуальная поездка на гондоле обойдется вам от 105 евро.

Если хотите сэкономить, то советую обратить внимание на совместный тур продолжительностью 30 минут. Он стоит от 33 евро.

Уроки гребли по-венециански стоят от 60 евро.

Экскурсия в старинную мастерскую, где делают гондолы стоит от 19 евро, а в мастерскую, где делают весла для гондол от 10 евро.

Внимание! В выходные дни стоимость выше.

Заключение

Вся жизнь венецианца проходит на воде. На гондоле (или катере) его везут из родильного дома, на ней же справляют свадьбу, есть похоронные гондолы, грузовые катера, катера для уборки мусора…

Так что к гондолам в Венеции – особое отношение.

Плыть в гондоле по Большому каналу – это видеть волшебную сказочную панораму. Сверху синее небо, снизу воды канала, а между ними будто висят ажурные здания. «Мечта, сотканная из воздуха, воды, земли и неба» – как сказал Гёте о Венеции.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.